Три типа педагов преподают гитару. Это педагог типа организатор, типа хороший исполнитель и типа отличный преподаватель. Рассмотрим подробнее.
Педагог типа организатор - этот хорошо умеет организовать класс гитары в отдельно взятом городе или фестиваль гитарной музыки. Привлечет труд коллег, а лавры припишет себе. Отягощен непомерной манией величия и собственного превосходства. Заниматься у него проблематично. Считает, что ученик до всего должен доходить сам, без излишней помощи. Реальный пример рассуждений одного моего знакомого: «Вот приходят тут ко мне в училище учиться, ничего не умеют, а я что с ними сидеть-пыхтеть буду?» Резонно заметить – раз ты преподаватель и готовишь профессионалов, то будь любезен поработай со студентом, исправь постановку рук, направь мышление в правильное русло. Или другой пример: к такому «маэстро» пришел ученик и заглянул знакомый, тот беседует со знакомым, а ученику временами покрикивает: «Играй, играй мальчик, я все слышу». Ну, реши ты быстренько деловые вопросы и занимайся с клиентом, а не создавай видимость деятельности. Такие педагоги предпочитают административный тип карьеры – образование, залезть преподавать в училище, институт. Лезть в профессора, заниматься собой, чтобы присосаться к государственной кормушке, а возможно и иметь возможность брать взятки. Это требует постоянной борьбы за власть, самовозвеличивания и обливания грязью конкурентов. Естественно такому не до искусства и не до учащихся. Суета отнимает все время и силы. Чему тут можно хорошо научиться – только интриганству.
Педагог типа хороший исполнитель – этот в совершенстве владеет инструментом, может давать сольные концерты, выезжать на гастроли, записывать диски. Полностью поглощен искусством и ему не до ученика. Типичные выражения «Да я в музыкальную школу прихожу только зарплату получать». Научиться у такого можно многому в искусстве и даже нужно, но для этого уже надо быть хорошо подготовленным. Пример из жизни: сижу на уроке у уважаемого мной специалиста. Приходит к нему ученик, видимо фанатик т.к. при мне пытался сыграть одну фразу раз 50. Маэстро ему говорит – вот тут ты не выдерживаешь длительность ноты (правильно говорит). Ученик пытается, как было сказано раз 50, и не разу не выдерживает ноту. Дело в том, что ученику не объясняется с помощью каких технических средств можно этого достичь. Я сижу думаю – вот если бы я сейчас объяснил этому учащемуся, как надо сделать, то у него бы со второго, максимум с третьего бы раза получилось. Но неэтично вмешиваться, так и ушел бедолага не поняв в чем дело.
Педагог типа отличный преподаватель - собственно тот, кто умеет хорошо преподавать, знает общие подходы, технологию преодоления трудностей, знает теорию. К таким преподавателям я отношу себя. Вот примеры из объективной реальности. В 2001 г. выставил 3 номера на общегородской конкурс исполнителей. Итог 2 призовых места. Причем один номер был флейта с гитарой. На флейте играть не умею, не знаю как ноты там берутся, но музыкальное руководство и разучивание пьесы проводилось без участия педагога по флейте из ДМШ. Как место получили, та прибежала сразу из любопытства на репетицию послушать. А до этого Владимир (так зовут ученика), как бы в ДМШ не котировался (сейчас в Москве учиться на высшее образование по флейте). Еще пример. Опять какой-то странный конкурс чинушЕй от культуры. В зал не пускали ни публику, ни конкурсантов, ни преподавателей (так для пустого зала?). В зале только комиссия и система конвеер: прибежал исполнитель (в перемешку ученики, преподаватели), отыграл, убежал. Мои отыграли «Адажио» Марчелло их минут 5 не выпускали, о чем-то расспрашивали. Выходят спрашиваю – Почему держали? Да вот говорят – выбегает из комиссии мадам и вопрошает: «Вы наверно преподаватели», мы – да нет, не преподаватели. Она: «Вы наверно студенты музыкального училища», мы – да нет, не студенты. И далее в подобном духе. От себя добавлю, что мой ученик, тогдашний солист Максим Чесаков играл это пьесу на художественном уровне, сопоставимым с исполнение Иды Прести в дуэте с Александром Лагойя. А ребяткам всего-то по 17 лет, обычные школьники.
Но грамот никаких не дали и ласкового слова не сказали. Ну как же в их среде так не играют (ДМШ, училища, педагогусы и пр.), а тут какие-то школьники из ЦВР. Зато на подобных мероприятиях при разыгрывании в коридоре, подходят к ребятам, говорят как хорошо играете, вы откуда? И действительно народную любовь запретить нельзя, хотя можно сделать вид, что не замечаешь. Что тут скажешь – имеющий уши да услышит.
Есть еще категории подвизающиеся на ниве гитары. Я не включил их в классификацию, но вкратце расскажу.
Переучившиеся на скорую руку баянисты, балалаешники, домристы, пианисты. На гармошку и балалайки народ не идет, а жить надо. Эти нотам научить могут, т.к. имеют музыкальное образование. Но, они не имеют представления о профессиональной технике игры, постановке рук, не знакомы с гитарной нотной литературой. Вам хочется тратить время, чтобы потом переучиваться? Были отличник в ДМШ, а пришел в училище поступать, вам говорят: « Иди мальчик в первый класс, садись, ствавь руку и т.п.»
Всякие самопалусы, барды – тут вообще сказать нечего. Видел по ТВ передачу про клуб туристской песни как-то. Демонстрировали успехи своего ученика за год обучения. Еле-еле что-то мальчонка сбренчал из трех аккордов. Замечу – весь туристско-бардовский репертуар доступен моим ученикам через три месяца занятий и на более высоком профессиональном уровне.
Особо наглая категория – «кочевники». Эти кочуют по общеобразовательным школам с лозунгом «ребята – за месяц научим играть все песни». За год такой кочевник успевает поработать по всем школам г. Самары. Нигде при этом не задерживаясь более недели, месяца. Собрал дань, на следующий год подрастает следующее легковерное поколение лохов и цикл повторяется. Особо обнаглели москвонавты. В Интернете наткнулся на сайт: 5 уроков игры (на новомодный манер названный тренингом), со все теми же обещаниями научить всему за эти пять занятий. И не просто играть, а играть ХОРОШО! И всего то за какие-то 7500 рублей. Фото какого-то масона с непонятно каким муз. образованием. Тут даже «кочевники» с их поточно-групповым действом отдыхают. И видимо лохоклиентура находиться?
Еще хочеться сказать. Увидели педагог гитары дама – разворачивайтесь и уходите. Исключения бывают, но… Основная масса получает музыкальные корки с целью затем выйти за муж, заниматься семьей, на работу похаживать 2 раза в неделю на ставочку или половину, где 30% урока это чаепития и сплетни с подругами. Женщина-музыкант или композитор явление редкое. Кто не согласен пусть назовет женский вариант Баха, Бетховена, Моцарта. Певички тут не в счет. А исключения лишь подтверждают правило. Се ля ви, такова историческая статистика.
А теперь выбирать Вам у кого учиться.
|